Блог AlpineMasters.ru
Блог AlpineMasters.ru

Горные лыжи для всех

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )



Рейтинг 0

Австрийский миф о современной технике горнолыжного спорта

Автор: admin, 25.5.2014, 17:28 in Новости, сообщения и статьи

Эту статью написал и предоставил нам Геннадий Венедиктов - Основатель Клуба Ветеранов горнолыжного спорта Санкт-Петербурга, Президент Клуба с 1996 по 2006 гг.

Австрийский миф о современной технике горнолыжного спорта


Не бывает пророков без чести, разве что в отечестве своем

(Матфей)


Предлагаемый критический анализ так называемой австрийской школы современной техники горнолыжного спорта стал результатом тесного общения с моим старым товарищем, Иваном Феликсовичем Уймоненом. В течение последних пяти лет это общение сопровождалось регулярными тренировками, наблюдением за тем, как он работает с детьми, молодыми спортсменами, ветеранами.


Иван, в 60 - 70-е годы прошлого века, сам отличался замечательной техникой катания. Много лет тренировал, как в СССР, так и в Финляндии. 27 Чемпионов СССР были им либо выращены с нуля, либо какое-то время тренировались у него, либо стали победителями, стартуя в командах, которые он выставлял на первенство Союза. С начала 90-х он живет Финляндии, где его зовут Juho Uimonen. До недавнего времени Juho тренировал детей, множество его воспитанников, включая двух дочерей, регулярно выигрывали первенство Финляндии в различных детских возрастных категориях. Тонкое понимание техники поворота, выработанное десятилетиями, позволило ему создать методы обучения, основанные на фундаментальных законах работы лыж. Несмотря на многолетнее непонимание коллег в период доминирования австрийской школы карвинговой техники, Иван Феликсович учил и продолжает учить технике универсальной, позволяющей любой лыже скользить на кантах и достигать максимальной скорости.


В последние годы, когда он оставил активную тренерскую работу, время от времени помогает спортсменам, искалеченным слепым увлечением австрийской школой. Удивительным образом через одну - две недели тренировок эти ребята из третьего десятка перебирались на подиум самых различных соревнований. Помимо уникальных методических приемов обучения, Juho отличает знание психологии спортсменов, умение найти индивидуальный подход к каждому из них.


Материал этот - дань благодарности Ивану, который и меня, в солидном возрасте, вернул из глубины карвинговых заблуждений на путь чистого скольжения и побед в различных стартах Мастерс. В то же время это результат многолетнего изучения и старательных попыток применения на практике техники, описанной в публикациях Грега Гуршмана. Его огромный труд объективно отразил тенденции развития горнолыжной техники начала 2000-х. Благодаря этому работа Грега дает уникальную, возможность сравнительного анализа техники ведущих спортсменов от Торино 2006 до Сочи 2014.


Завершен еще один виток спирали развития техники горных лыж, пришло время делать выводы, "собирать камни". Очень хотелось бы заставить задуматься о будущем наших детей, юных российских дарований, которые, один за другим сгорают, как только отрываются от вырастивших их тренеров и попадают под опеку европейских специалистов. Будь то "Школа Райха", будь то восточноевропейские специалисты "числом поболее, ценою подешевле", результат на протяжении многих лет один и тот же.


Обращаясь к товарищам по Санкт-Петербургскому клубу ветеранов горнолыжного спорта, хочу внушить оптимизм тем непреложным фактом, что в отличие от спортсменов олимпийского возраста, век наш долог. Чем лучше освоена техника, чем тоньше понимание ее сути, тем легче покрывать неизбежные недостатки физической подготовки и, невзирая на возраст, на равных соревноваться с молодежью. И тем досаднее в какой-то момент обнаружить, что долгие годы проведены во тьме заблуждений и бесплодных усилий


С самыми искренними пожеланиями успехов и достижений в сезоне 2014/15.

Геннадий Венедиктов, Председатель Клуба Ветеранов Горнолыжного
Спорта Санкт-Петербурга с 1996 по 2006 годы


На рубеже третьего тысячелетия в горных лыжах произошла революция - были созданы карвинговые лыжи, которые в начале 2000-х годов полностью вытеснили классику. Эти лыжи открыли миллионам любителей и начинающих спортсменов путь к чистому резаному скольжению на кантах. Раньше это был удел мастеров экстра-класса.


Резаный поворот известен более полувека. Если абсолютно прямую лыжу согнуть и поставить на кант, то она будет скользить по дуге. Проблема в том, что прогнуть классическую лыжу без бокового проскальзывания умели только избранные. Легенды горнолыжного спорта, такие как Томба, Кьюс, Грюниген на лыжах длиной 200 - 210 см умели оставлять на трассе такой же след, как и современные мастера на карвинговых лыжах с радиусом поворота 14 - 18 метров. Их техника катания и стала главным мотивом создания карвинговых лыж.



Альберто Томба, Микаел фон Грюниген, Лассе Кьюс на лыжах длиной 205 - 210 вырезали чистые повороты, ускоряя лыжи в каждом из них.


Если классическую лыжу надо прогнуть для того, чтобы она скользила по дуге на канте, то лыжу с боковым дугообразным вырезом достаточно просто закантовать. Научиться ездить на кантах стало гораздо легче. Скорости увеличились, достижимые радиусы поворотов уменьшились. Когда спортсмены окончательно перешли на карвинговые лыжи, поиски пошли в направлении укорочения лыж, уменьшения их естественного радиуса поворотов. В процессе приспособления спортсменов к новому инвентарю - короткой лыже с радиусом поворота, доходившим до 8-и метров, - появилась идеология новой техники: езда на двух ногах, широкое ведение лыж, запрет на заднюю стойку и пр. Апогеем этих поисков стал 2006-й год, а главным героем - Олимпийский чемпион Торино 2006 Бенджамин Райх.


В результате, сформировался миф о новой технике катания. Горнолыжный мир повернул в тупик, создав методы обучения, подменившие фундаментальные законы работы лыжи в повороте, попытками максимально использовать конструктивные особенности карвинговых лыж. Возник порочный круг: инженеры создали лыжи, ориентируясь на технику, освоенную лидерами, а тренеры и лыжники стали создавать новую технику, базирующуюся на заманчивых возможностях этих лыж.


Основы австрийской карвинговой техники подробно изложены в книге Грега Гуршмана "Пьянта Су" и на его сайте YOUCANSKI.COM. Эти материалы, опубликованные в 2004-2005 гг., - плод большой работы. Автор скрупулезно изучил и привел в систему методы работы ведущих тренеров тех лет, дал собственный комплексный подход к освоению техники поворотов. Новые материалы, правда, автор довольно давно не публикует, быть может, за 10 минувших лет он изменил свои взгляды.


Далее цитируем Гуршмана:


Австрийская система – общее описание. Это общее описание фундаментальных основ Австрийской тренерской системы было предоставлено моим (Гуршмана) коллегой и другом, тренером из Австрии Клаусом Бучеггером. Несмотря на то, что этот материал даёт лишь общие описания, я считаю, что он может рассматриваться как основа, на которой строятся принципы эффективного использования самой успешной тренировочной системы в мире.


Характеристики спортивной техники (независимо от радиуса поворотов)


  • Открытая стойка с широким ведением лыж i

  • Основная стойка в общем остаётся постоянной (незначительно меняется в соответствии с рельефом склона)

  • Отсутствуют шаги или шаговые движения

  • Корпус держится в выпрямленном положении с небольшим наклоном вперёд.

  • Положение корпуса не должно меняться (разгибаться или выпрямляться) при сопротивлении давлению, возникающему в повороте.

  • Лыжи ведутся параллельно. В стадии инициации поворота должно создаваться давление на внешней лыже. Давление слегка увеличивается по входе в линию падения склона.

  • Основная стойка должна оставаться неизменной и быть более выпрямленной.

  • Нужно избегать подсаживания назад.

  • Внутренняя лыжа используется и несёт на себе часть веса.

  • Выруливание из линии падения склона выполняется путём плавного выпрямляюще-растягивающего движения с внешней лыжи на внутреннюю (новую внешнюю) лыжу

  • Разгрузка лыж выполняется с помощью плавного распрямления-перетекания от внешней лыжи ко внутренней.

  • Фаза разгрузки – корпус остаётся в нейтральном положении, лыжи (ноги / колени) проходят под телом в новый поворот (эффект маятника)




Что-то в этом духе в исполнении Грега Гуршмана.


Великий Бенджамин Райх стал одновременно и творцом и жертвой возникших заблуждений. Вот как он "перетекает" на внутреннюю ногу в конце поворота. Красиво, но загрузка внутренней ноги приводит к торможению, а окончание поворота на загруженных носках вызывает боковой снос лыж.


Выжав из "новой" техники все, что можно, Бенни прочно переместился во второй десяток на кубковых стартах.


Первый теперь занимают те, кто осознали, что предел скорости достигнут и стали искать способы эффективно ускорять лыжи в поворотах. Для этого им пришлось заново вспоминать приемы классической техники.


Марио Матта, ровесника и товарища Райха по сборной команде, быть может, спасла травма. Апогей карвинговой идеологии он пропустил и поехал по-новому (т.е. по-старому) к олимпийскому золоту в Сочи. Судя по езде и успехам Хиршера, трезвые головы в Австрии уже пошли по другому пути. В США, где больше свободы, такие диссиденты как Боде Миллер давно проложили путь к старому, только заново осмысленному. Отсюда, видимо, и родилась плеяда суперчемпионов: Вонн, Лигети, Шифрин.



Вот как Боде ездил во времена расцвета карвинговой идеологии.


Здесь кроме параллельных лыж нет ничего из австрийских наставлений. Грег в своих трудах утверждает, что результатов Миллер добивается не благодаря, но вопреки своей технике. А ведь Миллер первый из профессионалов, кто встал на карвинг.


Вот, что пишет о нем Гуршман:



"Метод сгибания ног и выталкивания лыж вперёд из-под тела, зачастую характеризуют как элемент техники, изобретённый Миллером. Я никак не могу с этим согласится. Данный элемент техники был «изобретён» уже очень и очень давно. Он был подробно описан французским тренером Жоржем Жубером в начале семидесятых. То, что делает Миллер это не что иное, как пресловутый авальман с подхлёстом лыж 1 , используя Жуберовскую терминологию. Этот приём в чистом виде давно не используется спортсменами, по причине возросших скоростей. Ускорение за счёт подхлестка явно не оправдывает себя в сравнении с риском вылететь с трассы при его выполнении. Более того, резание чистых дуг обеспечивает более чем достаточную скорость. В большинстве случаев проблемой является не увеличение скорости между поворотами, а стабильная своевременная перецентровка, способствующая наиболее чистому сопряжению поворотов."



Такой взгляд на технику Миллера может извинить только всеобщая эйфория от возможностей новых лыж, захлестнувшая Европу, и не позволившая разглядеть отличие между авальманом и скольжением на загруженной пятке лыжи, имеющим очень отдаленное сходство с "подхлестом". Именно эта техника скольжения дала Боде возможность вернуться за Олимпийской медалью Сочи 2014. Самый старший по возрасту спортсмен после травм, полутора лет отсутствия на кубковых стартах, в течение которого ему сопутствовала бурная личная жизнь, с блеском проводит первый же сезон после возвращения. Лучше поздно задуматься, чем никогда.


К сожалению, в российском (и не только) детском спорте завезенная карвинговая эйфория приобрела массовый характер. Такие мастера как Бенни являются активными творцами техники. Своими достижениями они увлекают массы спортсменов, которые, естественно, копируют стиль и приемы лидеров. Неудивительно, поэтому, что целые поколения спортсменов воспитаны на базе австрийской школы, а тренеры большей частью и поныне остаются её приверженцами.



Ксения Алопина – лидер сборной России в слаломе хорошо демонстрирует австрийскую систему.


Очень трудно устоять перед соблазном облегчить тренировочный процесс и быстрее добиваться успехов, прочитав такой раздел из Гуршмана:



"На этой кинограмме изображён не кто иной, как Олимпийский Чемпион и неоднократный обладатель Кубка Мира, американец Фил Маре. На протяжении последних 10 лет Фил проводил на лыжах достаточно много времени. Он по-прежнему может делать на лыжах абсолютно всё на любом склоне и на любой скорости. На раскадровке великолепно видно, что Фил Маре, катаясь на новых лыжах, использует старую технику 10-12 летней давности. Причём это не просто демонстрация старой техники, а я бы сказал, близкий к идеалу пример её применения.


Сразу бросается в глаза узкое ведение лыж, согнутая внешняя нога и закантовка коленями и бедром. Один из элементов техники прошлого, от которого Фил отказался на новых лыжах, это ярко выраженное контругловое положение. В остальном это именно та техника, которая принесла ему победы на Кубке Мира и Олимпийскую медаль. На мой взгляд, она весьма сложна и требует филигранного равновесия. Спортсмен балансирует на канту внешней лыжи на протяжении большей части поворота. При этом он всегда заканчивает дугу на внешней лыже. Нужно отметить, что Фил демонстрирует закантовку коленями, при которой ему удается сохранять практически весь вес на канту внешней лыжи. Это крайне непросто. Внутренняя лыжа продвигается вперёд для незаметного «шажка» в новый поворот. В принципе техника Маре по прежнему динамична и смотрится весьма элегантно в исполнении этого великого мастера.


Однако, если внимательно присмотреться, то можно заметить, что, с точки зрения резания дуги, техника Маре несостоятельна. В чём это выражается? Я бы сказал, что прежде всего в том, что внешняя лыжа по настоящему не режет большую часть поворота даже на идеальном снегу. В обоих поворотах лыжа врезается лишь на последнем кадре после пересечения линии падения склона. Это связано в основном с методом закантовки. Фил смещает колено внешней ноги внутрь. При этом неизбежно происходит вращение стопы и естественно лыжи. Таким образом лыжа не врезается, а как бы «выруливается» на кант. Этот процесс занимает в среднем пол-поворота. Внутренняя лыжа не несет никакого веса и всё давление сконцентрировано на внутреннем канту внешней лыжи, что приводит к чрезмерному врезанию на укатанном снегу и, зачастую, к сносу на жёстком. Естественно, что всё это будет влиять на скорость, особенно на современных трассах с более круглыми законченными поворотами.


Я очень рад, что нам больше не нужно учить этой элегантной и сложной технике прошлого, требующей равновесия канатоходца или фигуриста, выписывающего фигуры на одном ребре."




Пагубность последней максимы доказали, немногие пока, спортсмены, использующие классические технические приемы, которые в прямом смысле громят своих конкурентов. Особенно это проявилось после введения FIS регламента на геометрию лыж. Настала пора осмыслить природу побед новых чемпионов, понять, что в горнолыжном спорте уже давно идет "карвинговая контрреволюция".


Так как же надо ездить? Где искать истину в условиях, когда основная масса тренеров питается австрийскими мифами?


К счастью, немногие из могикан устояли перед соблазном и являются уникальными носителями знаний о технике поворота и методах обучения. Один из них - Juho Uimonen.



Основная идея (заповеди Juho 2) состоит в том, что лыжа, будь она классической или карвинговой, работает в повороте по одним и тем же законам. Чтобы скользить по заданной дуге лыжа должна быть закантована и прогнута, задача лыжника обеспечить эти условия. Кроме того, лыжник должен создавать условия для скольжения по оптимальной траектории и ускорения за счет использования энергии, накапливаемой при прогибе лыж, и инерции движущихся масс при перемещениях центра тяжести относительно точки опоры. Карвинговая лыжа лишь облегчает эту задачу лыжнику: меньше требует усилий и времени для прогиба, дает возможность быстрее выполнять технические приемы, сокращать траекторию прохождения трассы.


Это означает, что необходимо использовать все достижения классической техники, но при этом максимально эффективно реализовывать возможности карвинговой лыжи.



Боде отделяет от неизвестного героя в шляпе намного больше полувека, а как они похожи.


Вот основные заповеди Juho - ключ к максимальной скорости:


  • скольжение по всей дуге поворота - только на внешней лыже, смена ног (кантов) делается как можно быстрее 3

  • загрузка внутренней лыжи приводит к торможению, ухудшает баланс, является причиной схода с трасс и травм; одну лыжу гораздо легче и быстрее можно прогнуть, нежели две лыжи одновременно

  • лыжа должна ускоряться от начала к концу поворота

  • должна использоваться вся длина лыж: в начале поворота загружается и прогибается носок, затем загружается и прогибается пятка лыжи

  • давление на ботинок передает голень, поэтому переход передняя/задняя стойка делается перемещением ног, но не корпуса

  • загрузки носка лыжи длится не более 1/4 длины поворота, чем большую часть поворота удается провести на загруженной пятке, тем чище скольжение

  • выход из поворота - на загруженной и прогнутой пятке лыжи, которая, разгибаясь при разгрузке, "катапультирует" лыжника

  • переход к давлению на носок делается максимально быстро при смене ног

  • повороты: "с ноги на ногу, вперед-назад" - это как ходьба 4

  • ездить надо быстро 5




Как видим, эти заповеди близки к технике классической и большей частью противоречат приведенной ранее австрийской системе. В последней цветом выделены положения, которые являются принципиально ошибочными. Конечно же, к базовым принципам Juho прилагается большой арсенал приемов, без которых их невозможно реализовать. Но это уже относится к индивидуальному методическому багажу тренера.


Что касается методики обучения, то система, описанная Грегом, ввела в практику огромное количество упражнений (зачастую мучительных и бесполезных, а иногда вредных), направленных на отработку отдельных элементов. Юные спортсмены или начинающие лыжники, как правило, не понимают их смысл. Поворот собирают как мозаику. Это обилие упражнений имеет и то негативное следствие, что на поэлементное обучение требуется гораздо больше времени. В практику вошло большее количество дней на снегу. Количество и продолжительность сборов в течение года непосильным грузом ложится на неподготовленные к этому физически и психологически детские организмы. Зачастую, излишняя силовая физическая подготовка приводит к потере реакции и т.п.


Упражнения Juho всегда имеют целью совершенствование динамики поворота. Они понятны, логичны, быстро приводят к результату. При этом правильные статические положения (корпуса, плеч, бедер, рук и т.п.), которые в первом случае отрабатываются многочисленными специальными упражнениями, в системе Juho приобретаются естественным путем в процессе освоения поворота.


Посмотрим на кинограмму Тэда Лигети (яркого представителя "контрреволю-ции") - и попробуем сравнить его с Райхом.


Тэд заканчивает левый поворот на загруженной и, поэтому, прогнутой пятке внешней лыжи. Он продолжает продвигать ноги из-под корпуса, оставаясь в выраженной задней стойке и смещая, таким образом, центр тяжести внутрь поворота. Разгруженные лыжи разгибаются и "выстреливают" лыжника, придавая ускорение ногам, с такой силой, что носки лыж отрываются от снега. Поворот начинается на внешней закантованной лыже.



Центр тяжести лыжника (в зоне солнечного сплетения) движется по хорде, стягивающей дугу поворота (т.е. по более короткому пути, чем точка опоры – стопа внешней ноги), поэтому к началу нового поворота лыжник легко оказывается в передней стойке. Используя инерцию от перемещения центра тяжести при переходе из задней стойки в переднюю, голенью левой ноги Тэд резко давит на язык ботинка (в то же время корпус не подается излишне вперед). При этом носок лыжи изгибается, задавая траекторию нового поворота. На 4-м кадре он, все еще находясь в передней стойке, уже начал "отпускать" лыжи, загружая пятку, которая, прогибаясь, ведет траекторию поворота без малейшего сноса. Это хорошо видно по характеру прогиба левой лыжи. Внутренняя лыжа практически не загружена. Далее цикл повторится, лыжник примет положение, как на кадре 1.


 


Сомнения нет - продемонстрированы все заповеди Juho, а тень Боде Миллера витает за спиной товарища по команде.




Для сравнения посмотрим еще раз на прохождение крутого и короткого слаломного поворота Райхом. Он заканчивает поворот с опорой на внутреннюю ногу, вызывая боковой снос лыж, что видно по шлейфу снега. Так как для захода в следующий поворот мало места и времени, то, в отличие от ранее приведенной кинограммы, он пропускает лыжи под корпусом. При этом на короткое время пятки загружаются и этого оказывается достаточно для того, чтобы прекратился боковой снос лыж, а затем пятки, разгибаясь, придали лыжнику ускорение, приводящее к отрыву лыж, напоминающее тот же эффект на кинограмме Тэда. Начав поворот с внешней ноги, Бенни сознательно "перетекает" на внутреннюю ногу. Если бы кинограмма была продолжена, а следующий поворот оказался бы таким же крутым как пройденный, то мы опять увидели бы боковой снос и торможение вместо ускорения.





С появлением юного дарования Микаелы Шифрин, все вопросы о победителе в слаломе у женщин отпали. Как такое стало возможным? Похоже, что в Америке появилась школа, которую до сих пор не могут, как следует, осмыслить в Европе. На кинограмме Микаела скользит на внешней ноге, в каждом повороте демонстрирует переход вперед-назад. Справедливости ради отметим, что заднюю стойку она использует менее решительно, чем Лигети или Хиршер, иногда дольше, чем следует, грузит внутреннюю ногу. Но и этого достаточно для стабильных побед над авторитетными соперницами. А уж сход с трассы для Микаелы и вовсе исключительное явление.



Объект постоянной критики последователей австрийской школы 2000-х годов - использование задней стойки, в которой они видят лишь подсаживание назад.


Вот как эту проблему описывает Гуршман:



"До недавнего времени слаломисты использовали прямые длинные (197 –203 см) лыжи с жёсткими пятками. Получение дополнительного ускорения за счёт сильной загрузки пяток являлось важным элементом техники слалома. Для входа в новый поворот требовалось значительное смещение давления с пяток лыж на носок новой внешней лыжи... Попытки подобным образом загрузить задники новых коротких лыж приведут к падению или ощутимой потере равновесия, скомпенсировать которую в рамках одного поворота крайне сложно".



Как видим, обладатель Кубка мира последних лет австриец Марсель Хиршер, в отличие от старшего коллеги по команде Райха, регулярно загружает пятки и так же регулярно выигрывает кубки.



Райх - великий мастер, если задумается над успехами Марселя и Марио, он еще себя покажет. А пока, глядя на фото Марселя (выше) и Бенни (ниже), почувствуйте разницу.



Для сомневающихся прокомментируем распространенное заблуждение: задняя стойка, якобы, требует очень мощных ног, на крутых леденистых склонах она вообще невозможна.


Чем больше амплитуда движения вперед-назад, тем меньше устаёт четырехглавая мышца: нет статической нагрузки, мышцы регулярно расслабляются (на кадре 2 кинограммы Тэда его ноги просто отдыхают).


Чистое скольжение с ускорением возможно только при достаточно большой амплитуде перехода "вперед-назад" в каждом повороте: загруженная пятка внешней лыжи при продольном продвижении лыжи из-под корпуса легко врезается в лед, в то время как при сколько-нибудь значительной опоре на внутреннюю лыжу и загрузке носков, снос разгруженных пяток гарантирован 6.


Как уже упоминалось, инженеры чутко следуют за тенденциями техники. Именно поэтому последние модели лыж отличаются экспериментами, в первую очередь, с конструкцией пяток. Самый наглядный из них - KERS 7, внедренный фирмой HEAD. Пьезопластина, встроенная в пятку лыжи, преобразует механическую энергию при сгибании лыжи в электрическую. При разгибании электрическая энергия вновь преобразуется в механическую, ускоряя разгибание лыжи и, следовательно, разгоняя лыжника. Явный плод сотрудничества HEAD и Теда Лигети.


Мудрый Матт не только не отстает от Хиршера, но и превосходит его филигранностью техники. За плечами 35 лет, победа на ЧМ 2001, тяжелая травма. Золотая медаль Олимпийских Игр в Сочи 2014 - яркое доказательство того, что не только ноги у него выдающиеся, но и голова светлая.



Отличить Марио от Марселя здесь можно только по комбинезонам. Оба заканчивают поворот
в выраженной задней стойке, оба на внешней ноге.


Если в сезоне 2012/13 в слаломе был Хиршер и были все остальные, то нынче жизнь у него стала посложнее. Все больше становится просветленных конкурентов. Такие мастера как Нойройтер, Пинтуро, Кристоферсен, ряд шведских спортсменов вместе со своими тренерами освободились от карвинговых шор, демонстрируют динамичную раскрепощенную езду и время от времени отбирают у Марселя победы. В свою очередь Хиршер и Пинтуро прямо-таки на пятки (нечаянный каламбур) наступают Лигети в гиганте. Австрийский миф совсем скоро станет лишь поучительной историей, этапом бесконечных поисков истины.


P.S. Приношу глубокие извинения Грегу Гуршману, если кому-то покажется, что материалы его труда явились здесь лишь объектом критики. "ПЬЯНТА СУ" встала в один ряд с трудами выдающихся спортсменов и тренеров прошлого: Зайлера, Килли, Жубера, братьев Котелли. Всему свое время. Только истина, как и путь к ней, вечны.




1 У Жубера - "подхлест ног", что не совсем одно и то же. В цитируемых отрезках сохранены терминология и грамматика Грега.



2 Иван очень афористичен в своих наставлениях. Чего стоят его искрометные высказывания типа "Лыжи тебе ничего не должны!". Именно поэтому употреблено библейское слово "заповеди", а далее, в формулировках допущен стиль максим. Такой стиль вполне уместен, так как настоящий материал не является учебным пособием, но попыткой наглядно изложить базовые идеи.



3 закантованная внутренняя лыжа без отрыва скользит по склону параллельно внешней, лыжник реализует стереотип: еду на внешней - везу внутреннюю, не задумываясь о степени загрузки последней



4 парадоксально на первый взгляд, но очень доходчиво по мере проникновения в суть.



5 помимо оптимизма, который вселяет эта заповедь, она имеет сугубо практический смысл: чем быстрее едем, тем большие силы действуют на лыжу и тем эффективнее она работает.



6 Подобно заносу заднеприводного автомобиля при отсутствии пассажиров или груза



7 KERS -Kinetic energy recovery system (система возврата кинетической энергии)



i Пользуясь кинограммой Грега и фотографией Боде Миллера, где он сравнивается с "героем в шляпе", разберем «широкое ведение лыж». Центр тяжести Боде значительно смещен внутрь поворота. При этом стопа внутренней ноги почти касается колена внешней. В то же время лыжи скользят на достаточном расстоянии (ширине) друг от друга. При уменьшении радиусов поворотов на карвинговых лыжах такое положение ног стало характерным. Это естественно: представим человека, стоящего боком на очень крутом склоне. Стопа верхней ноги относительно стопы и колена нижней будет расположена так же, как и у лыжника в крутом повороте. Когда лыжник принимает вертикальное положение при переходах из поворота в поворот, расстояние между коленями увеличивается. Возникает видимый эффект специально контролируемого широкого ведения лыж.

Грег в своих работах этот визуальный эффект описал. В австрийской системе естественно возникающее движение ног в крутых поворотах было сделано объектом специальных тренировок. Для того чтобы при всех условиях приучить вести лыжи на определенной ширине, несчастным ученикам предлагали на тренировках возить вставки между коленями. Это, в свою очередь, ставит лыжника на внутреннюю ногу со всеми вытекающими последствиями. Представьте себе, как бы чувствовал себя Боде в повороте на фотографии с валиком между коленями.


Центр тяжести лыжника на кинограмме сравнительно мало смещается относительно стопы внешней ноги. Широкое ведение лыж в данном случае не дает какого-либо эффекта, кроме загрузки внутренней лыжи. Более узкое ведение было бы более естественным.


Довольно наглядный пример "карвингового" заблуждения. А пример результатов освобождения от него - Марио Матт, который в 2001-м году отличался радикальной шириной ведения лыж, но к Сочи 2014 явно избавился от излишних увлечений. Если сомнения остались - приглядитесь к Феликсу Нойройтеру.


Разумно ноги вести на ширине, комфортной для лыжника, которая зависит как от крутизны поворота, так и крутизны склона. Желательно не более ширины плеч.




Комментарии

Комментарии к записи отсутствуют


 
« Читать предыдущее · Блог AlpineMasters.ru · Читать следующее »